Войти через социальную сеть
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер LifeInTurkey.tv
Главная > Статьи > Танец – самый короткий путь к Богу

Танец – самый короткий путь к Богу

Кто не стремится к любви, тот как птица без крыльев... Хазрети Мевляна В эти дни миллионный город пропитывается еще большим мистицизмом, незримой божественной силой и любовью. Сюда, в Конью, съезжаются тысячи и тысячи туристов со всего света, почитателей великого поэта-мистика Хазрети Мевляны, только ради того, чтобы попасть на «Сема» - ежегодные церемонии радения Танцующих дервишей. В двух шагах от тайны Каждый год в декабре в течение 10 дней несколько раз в сутки проходят представления «Сема» длительностью около часа. В городе можно наблюдать афиши, анонсируемые фестиваль, и большой наплыв туристов. Все места в отелях города забронированы, а на те, которые свободны, выставляются несоизмеримо высокие цены. Время от времени дороги ненадолго перекрываются для проезда эскортов машин почетных гостей и официальных лиц страны. В музее Мевляны в эти дни очень многолюдно. В больших торговых центрах можно увидеть украшения с тематикой кружащихся дервишей, а также большое количество сувенирной продукции на ту же тему: суфийские музыкальные и видео-диски, фигурки Мевляны и кружащихся дервишей, украшения, керамика, картины… Церемония «Сема» проходит в культурном центре Мевляны (Büyükşehir Belediyesi Mevlana Kültür Merkezi), здание которого поражает внушительными размерами как снаружи, так и внутри. Едва войдя в зрительный зал, уже понимаешь величественность грядущего действа. В глаза сразу бросается куполообразный потолок, усыпанный сотнями точечных светильников по кругу, что создаёт ощущение какой-то неправдоподобной невесомости. Многочисленные видеокамеры, представители местных и зарубежных телевизионных компаний, фотографы. Здесь же вас радушно встречают работники зала, одетые в тематические костюмы дервишей, которые вежливо помогают зрителям быстро найти места, указанные в пригласительных билетах. Без лишней суеты гости рассаживаются на свои места, и вот ещё несколько минут назад полупустой зал уже плотно заполнился зрителями от первых до последних рядов. За официальным приветствием ведущих на турецком и английском языках следуют приветствия городских властей, и церемония официально объявляется открытой. В дни фестиваля на церемонию «Сема» в качестве гостей-участников часто приглашают деятелей искусства, исполнителей народной турецкой музыки и музыки суфи. В этот раз в честь первого дня фестиваля на церемонию открытия был приглашён популярный в Турции исполнитель турецкой классической музыки – Ахмет Озхан, который был встречен публикой бурными овациями. И вот певец, исполнив несколько песен из своего творчества, покидает сцену, а зрители, затаив дыхание, считают секунды до начала действа, окутанного мистикой и тайной... Начинается ритуал. Достучаться до небес Сначала выходят музыканты и занимают места в отведённом для них месте. Затем в абсолютной тишине на сцену медленно выходят дервиши, одетые в плотно запахнутые черные накидки до пола, означающие «смертность и несовершенность человеческой сущности». На головах у них тюрбаны из овечьей шерсти вытянутой формы, символизирующие «надгробный камень человеческого эго». Выстроившись полукругом на предварительно расстеленных овечьих шкурах, склонив головы, они ждут выхода шейха (Dede или Şeyh Efendi– тур.) и его помощника. Они скоро выходят и садятся на постеленный для них ковёр справа от дервишей. Шейх склоняет голову; дервиши следуют за ним - присаживаются на овечьи подстилки, склоняют головы, после чего читается гимн в честь Пророка, написанный Мевляной. Затем шейх с помощником встают, вслед за ними - дервиши. Начинается музыка. Шейх кланяется своему помощнику и медленно начинает движение по кругу, его движение - «приветствие» повторяет каждый следующий дервиш. Таким образом, дервиши и, как считается, их души приветствуют друг друга и проходят круг. Эта медленная сцена повторяется трижды. Дервиши возвращаются на свои места, на сцену выходит ещё одна группа дервишей, выстраивается в общий ряд-полукруг. После короткой паузы все сбрасывают с себя черные накидки, происходит следующая сцена: «Истинное рождение». Скрестив руки перед собой, положив кисти рук на плечи, каждый из дервишей, по очереди произнося про себя цифру «1», присягая Аллаху, подходит к шейху, который благословляет их на танец «Сема». Получив благословение, дервиши опять же один за другим, начинают погружаться в транс. Кружась, занимают предназначенное им место в круге, склонив голову вправо, подняв правую ладонь вверх, левую вниз (что значит «мы приходим от бога и уходим в землю») парят в волшебном танце под мистическую музыку. Застывают в танце, не произнося ни звука, и не производя никаких движений головой или ладонями. В этот момент дервиш остаётся один на один с Аллахом, душа его взмывается в небо, помыслы очищаются, плоть освобождается от тяжести, а дух - ликует. Когда музыка обрывается, дервиши отходят к краю круга, смыкаясь по несколько человек. Музыка возобновляется, и дервиши повторяют ту же сцену благословения и танца ещё два раза, под конец сильно ускорив темп танца. После третьего танца дервиши подходят к своим прежним местам, каждый из них поднимает свою черную накидку, поцеловав её, одевает и садится на своё место, склонив голову. Так же поступает и шейх с помощником. Сцена символизирует возвращение дервиша к плоти. Далее в абсолютной тишине красивейшим мелодичным голосом читается отрывок из Корана. Заключительная часть церемонии – вознесение молитвы Аллаху и Пророкам за спасение души человека. Молитва читается тихим голосом, а все сидящие в зале, приподняв перед собой раскрытые вверх ладони, шёпотом повторяют молитву. Зрелище не менее завораживающее, а чувства уже переполнены до предела. «Аминь», - шёпотом в унисон произносится в зале. Церемония подошла к концу. Шейх, а за ним дервиши покидают сцену, на прощание кланяясь зрителям... Мевляна Джеляледдин Руми проповедовал идею ценности человека независимо от его земного величия, утверждая, что постижение Бога происходит через Любовь. Он также верил, что единства с Богом можно достичь посредством медитативного танца. Вот почему последователи Мевляны веками исполняют мистический танец-вращение. Музыка на этих церемониях играет огромную роль, считается, что она очищает душу, позволяет человеку заглянуть вглубь себя и убедиться, что Бог рядом, каким бы именем ты его не называл. Танец дервишей — особый, таинственный спектакль, ритуал поклонения Аллаху. Одежда дервишей, ритмика танца под чарующие звуки флейты, глубокое понимание сути происходящего — во всем этом кроется особое осознание мира, человека на земле и земли во Вселенной. Виктория ГЮНГЁР На заметку: Дервиши – вечные странники, аскеты, монахи, ищущие лишь духовное совершенство. Вечные скитания, долгие дороги, разные города – вот их добровольный удел. Дервиши – последователи суфийских идей, идей оппозиционного мистицизма, отвергающие роскошь и лицемерие знати, отказавшиеся от земных радостей, богатства. Как бы в подтверждение этому первые суфии носили грубые простые одежды из овечьей шерсти «хирки», «суфи». Видимо, именно отсюда и произошло название всего течения. Незамысловатый быт дервишей - сшитые вручную одежды, домашней выпечки хлеб, глинобитные стены домов, самодельная утварь. Одним из самых загадочных и поистине завораживающих ритуалов дервишей является сэма – танец вращения, вводящий их в глубокий транс. Однако сейчас сэма – это не только священный мистический ритуал, но и своего рода зрелищное шоу для многих туристов. Мевлана был одним из наиболее ярких представителей средневекового исламского мистицизма, чьи идеи живут до сих пор, спустя 800 лет после его смерти. Полное имя Джалал Ад-дин Мухаммад Руми. Персидский поэт-мистик, философ, проповедник. Родился в 1207 году в городе Балхе (современный Афганистан), умер в турецком городе Конья 17 декабря 1273 года. Поэтический дар, глубокая мудрость и личная популярность Руми привлекли к учению суфиев многочисленных поклонников, а Конью превратили в Мекку суфизма. До сих пор существует суфийский орден его имени «Мевлана». Послушники, вступающие в этот орден, изолируются от общества на гораздо больший срок, чем в других братствах. Они проводят в монастыре 1001 день, то есть около 3 лет. Первый год они посвящают служению ближнему, второй - служению Аллаху, а третий - заботе о собственной душе. Молодой дервиш живёт в общине и ведёт жизнь, полную строгих воздержаний, выполняя по приказу старших самые тяжёлые работы. Если вам не удастся побывать на церемонии в дни фестиваля, не расстраивайтесь, сделать это можно каждую субботу в Центре Мевляны в Конье круглый год. Вы увидите ту же церемонию «Сема», которая проходит в декабре. Для граждан Турции вход бесплатный, для всех остальных – от 15 турецких лир.

Фотографии к статье

Опубликовано: 2012-12-06 21:08:03    Просмотров: 1313

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий